Паганини, продавший якобы душу дьяволу за свое несравненное искусство... Неразгаданные по сей день с

Паганини, продавший якобы душу дьяволу за свое несравненное искусство... Неразгаданные по сей день секреты кремонских мастеров... Пожалуй, не найдешь на земле другого музыкального инструмента, в истории которого было бы столько тайн и легенд, сколько у скрипки.
Начать можно хотя бы с того, что мы не так уж точно представляем себе, откуда, собственно, пришел к нам этот удивительный инструмент - скрипка, откуда взялась его непосредственная предшественница "лира да браччьо" - представительница многочисленного и популярнейшего в эпоху Возрождения семейства виол.
Как известно, смычковые инструменты появились в Европе в VIII веке, переправившись вместе с маврами на Пиренейский полуостров. Однако ничего похожего на "лиру да браччьо" среди них не было. И лишь сравнительно недавно при реставрации фресок Софии Киевской ее тайна, возможно, слегка приоткрылась. Дело в том, что на знаменитых ныне фресках, изображающих скоморохов, оказались и два музыканта: флейтист и... скрипач. Нет, конечно, не скрипач, но инструмент, что прижимает он плечом к под бородку, отдаленно напоминает скрипку и весьма основательно все ту же "лиру да браччьо".
Теперь вспомним, что и у славян смычковые инструменты появились тоже очень давно, и тоже с Востока. Среди них не было таких, чтобы прижимались при игре и подбородку. Из Европы к нам "лира да браччьо" прийти не могла: она появилась лишь в XV веке - киевский же художник писал в ХI веке. Так, может быть, со славянского Востока попал в Европу инструмент, ставший предшественником скрипки? Уж не скоморохи ли, гонимые церковью, занесли туда диковинную четырехструнную новинку, потеснившую со временем благородные виолы?
Однако перейдем к другим ее тайнам. Один музыкальный журнал подсчитал, например, что секрет Страдивари сегодня в мире кто-нибудь да "открывает" примерно раз в две недели Считалось, скажем, что он - в форме инструмента Однако живший в начале Х1Х века в Страсбурге врач Феликс Савар - первый, кто осмелился подойти к волшебному инструменту, как к обычному физическому прибору,- спроектировал однажды странную угловатую скрипну а форме трапеции. Сделал ее по его заказу знаменитый французский мастер Жан Вийом. И оказалось, что звучит она прекрасно - ее даже одобрила Парижская академия.
Особые надежды возлагались на разгадку составов знаменитых лаков кремонских мастеров. Нашелся даже безумец, решившийся на святотатство - полностью смыл лак с одной из скрипок Страдивари. И... инструмент отнюдь не стал звучать хуже. Хотя при этом известно, что неудачным лаком действительно можно испортить даже самую лучшую скрипку...
Да и вообще - разве прекрасные скрип ни делали только в Кремоне? А немец Стайнер, французы Люпо и Вийом, крепостной графа Шереметева Иван Батов? Их инструменты были, право же, не на много хуже. Но секрет так и остался не разгаданным.
Дело в том, что в скрипке около сорока деталей, выточенных из разных пород дерева (не говоря уже о лаке).
Развитие науки вселяет определенную уверенность, что рано или поздно фабричные инструменты достигнут качества скрипок прославленных мастеров.
И все же... Все же... Недаром отказались когда-то музыканты играть на скрипке Савара. Как ни в каком другом, есть в голосе этого инструмента что-то человеческое, делающее скрипку большим, нежели просто музыкальный инструмент. И потому хочется надеяться: а может быть, появится все-таки новый Страдивари?

.

Паганини, продавший якобы душу дьяволу за свое несравненное искусство... Неразгаданные по сей день с

Добавьте свою новость

Здесь