Позвольте высказать некоторые соображения по поводу корреспонденции 0. Грабар "Судьба Даши Севастопо

Позвольте высказать некоторые соображения по поводу корреспонденции 0. Грабар "Судьба Даши Севастопольской", напечатанной в "Неделе" 34 3 за 1985 год. Бесспорно, редкостная удача выпала на долю исследователя: через 130 лет от крыть подлинное имя русской патриотки Дарьи Лаврентьевны Михайловой, чей подвиг повторили тысячи женщин и в годы первой мировой, гражданской и особенно в годы Великой Отечественной войны!
Чтя память героини Севастопольской обороны и нисколько не умаляя ее исторической заслуги перед Россией, не могу согласиться с безоговорочный выводом, что-де Дарья Михайлова была "первой в мире сестрой милосердия". Необходимо краткое, но существенное уточнение: Михайлова была первой в мире военной сестрой милосердия. Кстати, в учебник "История СССР" на протяжении по крайней мере последних двадцати лет неизменно включается именно такое определение: "Героиней обороны стала простая русская женщина Дарья Севастопольская - первая сестра милосердия в армии" (в от дельных изданиях - "в русской армии").
Дело в том, что понятие "сестра милосердия" существовало в России еще до Крымской кампании. Тому есть подтверждение.
В Москве, на площади Восстания, со хранилось здание с колоннами, построенное архитектором Д. И. Жилярди в конце ХVIII столетия; ныне в ней размещается Институт повышения квалификации врачей. После 1811 года эта классическая по стройка .была занята Вдовьим (бывшим Инвалидным) домом, где нашли приют вдовы и сироты военных и чиновников. "Интересно отметить, - писал историк П. В. Сытин, - что в 1818 г. здесь впервые в России были обучены из вдов пятьдесят сестер милосердия для бесплатного ухода за тяжелобольными". Вот эти 50 женщин и стали, по-видимому, истинно первыми не только в России, но и в мире сестрами милосердия, задолго до Дарьи Михайловой и Флоренс Найтингейл.
Найденные О. Грабар документы, датированные 1854 годом, хотя и косвенно, свидетельствуют в пользу более раннего, причем именно русского, происхождения этого звания, получившего затем распространение и в действующей армии. Заметим, в "Деле о награждении" Дарьи Севастопольской ее официально называют сестрой милосердия, а специально подготовленный медицинский персонал - отрядов сестер милосердия.
Известно и то, что простые русские женщины, жены и дочери матросов, еще до приезда в Севастополь подготовленных сестер милосердия стали добровольно ухаживать за ранеными защитниками осажденного города, не называясь первыми военными медицинскими сестрами и санитарками.
С 1855 года понятие "сестра милосердия" стало обиходным и в русской литературе благодаря произведениям молодого Льва Толстого: "Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами".
Был еще роман об исторической эпопее 1853-1855 годов - "Осажденный Севастополь", написанный в 1889 году М. И. Филипповым, редактором прогрессивного журнала "Научное обозрение". В романе И. И. Филиппова привлекает внимание "знаменитая Прасковья Ивановна", которую "знал весь Севастополь". "Приехала она с сестрами милосердия из Петербурга... В день штурма шестого июня... под градом выстрелов собственными руками перевязала полтораста раненых - число невероятное, но подтвержденное очевидцами". Ее фамилия пока неизвестна.
Юрий ЛЕОНТЬЕВ, экскурсовод Московского городского бюро экскурсий.

.

Позвольте высказать некоторые соображения по поводу корреспонденции 0. Грабар "Судьба Даши Севастопо

Добавьте свою новость

Здесь